История марки Ситроен
Андре Ситроен родился в семье очень удачливого предпринимателя 4 февраля 1878 года. Отец его был совладельцем предприятия, которое занималось обраюоткой и продажей драгоценных камней. Но ведение бизнеса Андре осваивал без помощи отца. Отец Андре покончил жизнь самоубийством, когда мальчику не было еще и шести лет. Правда, от него осталось очень хорошее наследство. Это были и связи в парижских промышленных и финансовых кругах, и большие денежные средства.
В те времена было принято, чтобы сын продолжал дело своего отца. Но Андре совсем не хотел заниматься торговлей. После окончания Политехнической школы, когда ему было 23 года, он пошел на работу в мастерскую своих друзей братьев Эстенов. Мастерская занималась производством деталей для паровозов.
В 1905 году Ситроен вложил в дело все наследство, которое он получил от отца, и стал компаньоном братьев. Он организовал на заводе производство зубчатых колес (шестерен). Эти шестерни были сконструированы никому не известным поляком. Они были куда совершеннее тех, которые изготавливали конкуренты. Ситроен сумел увидеть перспективность новой технологии и приобрел на нее патент.
Новые шестерни очень быстро стали пользоваться огромном спросом во всем мире – В Брюсселе, Лондоне и даже в Москве. Владельцам фирмы это принесло громадную прибыль. Эмблема компании, которая представляет перевернутую букву «V», берет свое начало именно отсюда. Таким образом на схемах обозначают конические шестерни. Эта эмблема называется во Франции «двойной шеврон».
На заводе Ситроен был коммерческим и техническим директором. Очень скоро у него не осталось конкурентов. Его имя очень скоро стало легендарным. В 1908 году он становится техническим директором на известном в то время автомобильном заводе Могs.
Ситроен привлек к работе знающих специалистов, существенно изменил конструкцию автомобилей и предложил по возможности снизить на них цену. Это позволило резко увеличить продажи.
В Первую Мировую войну Ситроен снова сумел продемонстрировать все свои способности. В те времена армия Франции очень плохо снабжалась боеприпасами. Видя это, Ситроен предложил за три месяца наладить производство снарядов. Военные сочли это абсолютно невыполнимым. Но Ситроен смог убедить государственных чиновников заключить с ним договор.
Средства на строительство завода были найдены достаточно быстро. Финансисты и друзья – промышленники выделили кредиты, 20% государство выделило как аванс.
Практически на пустом месте за несколько месяцев появились заводы, которые стали выпускать больше снарядов, чем все остальные предприятия страны, вместе взятые. Эти успехи можно объяснить только прекрасной организацией.
Еще во время войны Ситроен заказал инженерам чертежи нового автомобиля. Впоследствии этот автомобиль был назван его именем. После окончания войны у Ситроена было все, что нужно для того, чтобы организовать и развернуть собственное производство автомобилей – помещения, в которых до этого изготавливались снаряды, прекрасная команда высокой квалификации, большой опыт и деньги, которые были заработаны на военных заказах.
В 1919 году Ситроен вместе с Жюлем Саломоном (Jules Salomon), который в свое время создал известный и пользующийся неизменным успехом автомобиль Le Zebre, начал выпуск автомобилей. Он построил свое производство по американскому принципу. Сначала была выпущена только одна модель. Основной целью Ситроена в это время стало сделать автомобиль не редкой диковинкой, а массовым товаром.
Он начал выпускать малолитражные машины, которые стоили сравнительно недорого. Их стали буквально расхватывать. Постепенно модельный ряд стал расширяться. В первые 10 лет работы выпуск машин увеличился почти в 50 раз. В мае 1919 года появилась на свет первая модель - Citroen А.
В это время в день выпускалось около 100 автомашин, что по тем временам казалось просто невероятным.
Методы серийного производства Ситроен изучал на известных американских автомобилях, таких, как Studebaker, Nash и Buick. Можно считать, что первым серийным автомобилем, который производился в Европе, стал именно Citroen А.
Через 4 года заводы выпускали уже до 300 автомашин в день. Именно в это время появляется новый, «народный» автомобиль, который был назван Trefle ("Трилистник").
Ситроен был первым, кто начал думать о возможностях рекламы. В 1925 году его заводы выпустили более чем 60 000 машин, в 1919 году эта цифра приблизилась к 100 000. Но, как известно, товар нужно не только произвести, но и продать. Ситроен смог разработать мощнуб систему рекламы своих автомобилей и своего имени, которое стало их маркой. Фирма стала выпускать игрушечные машины, которые по внешнему виду были точной копией настоящих автомобилей. Во всей Франции установили дорожные указатели, на которых был изображен фирменный знак. Так этот фирменный знак стал все время попадаться на глаза водителям.
Для того, чтобы привлечь как можно больше клиентов, фирма начала проводить так называемые «рекламные пробеги». Они проводились в самых отдаленных районах страны. Во время всего пути специалисты через громкоговорители рассказывали о той или иной модели автомобиля.
Во время стоянок организовывались разнообразные лотереи и викторины. Использовались афиши и броские плакаты. После такой рекламы до 15% тех, кто посетил эту выставку, приобретали автомобили.
Ситроен был убежден, что лучшая реклама для товара – это его демонстрация. Он никогда не жалел денег на рекламу. В 1929 году был построен магазин. Фасадом его была сплошная витрина из стекла, шириной 10 метров и высотой 21 метр. На это ушло почти 19 тонн стекла. Но зато с улицы было видно большое количество машин , которые были расставлены по шести ярусам. После этого Ситроен утвердил свои желто-голубые дорожные знаки и создал свою страховую компанию.
В один прекрасный день Ситроен услышал, что в Англии есть летчик, который может с помощью следа, который оставляет самолет, написать на небе буквы. Ситроен захотел написать на небе свое имя.
Он исполнил это свое желание. В небе появилось его имя, написанное буквами высотой 400 метров. Само имя растянулось почти на 5 километров. Конечно, через несколько минут надпись пропала. На это были потрачены огромные деньги. Но эффект превзошел все ожидания.
Но самым большим рекламным мероприятием стала «Эйфелева башня в огне». На башне было установлено 125 000 лампочек. На башне по очереди возникали самые разные изображения – полет комет, звездный дождь, силуэт самой башни, текущий год, год постройки башни и напоследок фамилия Ситроен.
Андре Ситроен был первым, кто поверил, что у автомобиля есть международное предназначение. Эту вою веру он подкреплял тем, что участвовал в различных мероприятиях типа автопробега по Азии или марафонской гонки по Сахаре.
Тем, кто заказывал у него автомобили, Ситроен посылал граммофонные пластинки, на которых были записаны рекламные акции.
В начале 30-х годов начался экономический кризис. Он привел к упадку фирмы. В 1933 году Ситроен принял решение полностью перестроить заводы. На это ушло очень много средств, но реконструкция была проведена всего за 5 месяцев.
Было построено огромное предприятие площадью 55 000 квадратных метров. На этой площади была размещена поточная линия, которая имела производительность 1000 машин за день. Это соответствовало потребностям французского рынка.
Но, в конце концов, тяга к гигантизму, которая овладела Ситроеном, обернулась против него самого. Финансы всегда были его слабым местом. Он постоянно под свои самые рискованные проекты привлекал огромные инвестиции.
За риск пришлось расплатиться в 1934 году. На автомобили упал спрос, это лишило Ситроена возможности обойтись собственными средствами. Кредиторы же отказали ему в новых ссудах. Ситроену пришлось объявить себя банкротом. Ситроену не довелось дожить до успеха нового проекта с передним приводом. В марте 1035 года он умер.
Но за 20 лет своей деятельности ему удалось сделать столько, что его имя осталось в веках. Оно по-прежнему стоит на всех автомобилях, которые выпускаются под одной из самых знаменитых марок.
В истории самой компании и ее самых известных моделей было много побед и достижений. Но после почти 50 лет триумфа компании пришлось пережить и спад. Люди в годах, которые интересуются автомобилями, скорее всего помнят то время, когда именно Citroen занимал первое место во французском автомобилестроении. Renault и Peugeot так и не смогли обогнать эту марку. Citroen никогда не экономил ни на дизайне, ни на передовых технологиях. Надо заметить, что в те времена ни один президент Франции не мыслил для себя другого автомобиля.
Но экстравагантность не приносила большого дохода. В середине 70-х годов наступил нефтяной кризис. Конечно, автомобили Citroen были очень оригинальны. Но они потребляли очень много топлива. Это значительно снизило продажи. Компании пришлось на время позабыть про свой имидж смелого новатора и стать «как все».
В 1974 году фирма объединилась с Peugeot. Это было вызвано чисто прагматическими соображениями. Это, конечно спасло фирме жизнь, но индивидуальность была утрачена практически полностью.
Фирма Citroen начала оживать только к началу 90-х годов. В моду снова начала входить оригинальность, а фирма, можно сказать, всегда отличалась приверженностью к оригинальности и экстравагантности.
Положение дел полностью изменилось к началу 90-х годов. Пост генерального директора фирмы занял Жан-Мартин Фольц. В то время концерн представляли автомобили двух марок. Новый руководитель начал с «оздоровления» финансов. Он обратил самое пристальное внимание на деятельность конструкторов. Они постарались внести как можно больше различий в те две модели автомобилей, которые в то время выпускались. Это и стало началом возрождения Citroen.
В последнее время модельный ряд Citroen был полностью обновлен. Значительно усовершенствовались технические характеристики автомобилей. Автомобили стали выпускать в новом стильном дизайне. За счет этого продажи фирмы увеличились за пять лет на 52%.
В 2000 году Citroen побил все собственные рекорды. Продажи превысили 1 миллион автомобилей. Думается, что это не предел. Несмотря на то, что спрос на автомобили во всем мире в течение последних лет постоянно сокращается, показатели прироста продаж не уменьшаются.
По мнению журнала Forbes, нынешнего главу концерна следовало признать бизнесменом 2001 года. Он сумел за самое короткое время восстановить доходность предприятия и существенно повысить его прибыльность. Все это было достигнуто за счет правильно расставленных приоритетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий